"Укрпол" печатает все: начиная от открыток и книг до упаковки для лекарств и пищи. Их продукцию можно найти, например, в чешских супермаркетах "Альберт" или в украинском "МакДональдз". Однако на деятельность завода, также повлияла российская агрессия, за последние полтора года. Компания борется с падением продаж или выводом работников на фронт. Однако она не сдается и даже планирует новые соглашения с партнерами из западных стран, в частности из Чехии.
"Кризис покажет, кто на самом деле лучший", - говорит основатель и генеральный директор "Укрпола" Сергей Ковальчук, проводя нас производством на своем заводе. "Я думаю, что инвесторы, которые сегодня не побоятся прийти в Украину, будут в наибольшем выигрыше в ближайшие годы, потому что получат огромную фору над конкурентами", - добавляет Ковальчук, охотно отвечая на наши вопросы.
- Вы физик по специальности. Как вы стали руководить крупнейшей полиграфической компанией Украины?
- После распада Советского Союза в начале 1990-х ученым нашей страны было очень трудно. Мы получали мизерные зарплаты, поэтому многие из нас начали искать другие способы заработка. Тогда я заметил, что в Украине есть большой спрос на печать различных официальных документов, потому что многие люди начали возить сюда товары из-за рубежа. Цифровая связь тогда была не очень распространена, для всего нужна была бумага. И вот в 1997 году я основал "Укрпол". Сначала у меня работало всего пять человек и мы печатали на маленьком печатном станке, который, кстати, чешского производства. Впоследствии мы начали расширять наше производство, включив в него книги, журналы, открытки, пищевую упаковку и т.д., пока не выросли в компанию с шестьсот сотрудниками.
- Но потом началось российское вторжение. Как вы с ним справились в "Укрполе"?
- Война принесла нам, как и всем в Украине, много проблем. Наши продажи упали на тридцать процентов. Но несколько факторов помогли нам выжить. В первую очередь мы изготавливаем вещи повседневного спроса. Люди вынуждены покупать лекарства и продукты даже в условиях экономического кризиса. Наша фабрика расположена в западной части страны, где нет боевых действий, и главное, что четверть продукции мы экспортируем в страны Европейского Союза. Некоторые наши клиенты на Западе прекратили с нами общаться в начале вторжения. Они, видимо, боялись, что через несколько дней Украина перестанет существовать и они потеряют деньги. Впоследствии, однако, ситуация улучшилась, и сейчас мы, наоборот, наращиваем экспорт в Европейский Союз.
- Что вас сейчас больше всего беспокоит?
- Мы молимся, чтобы на наш завод не упала ракета. В противном случае самым большим риском является, очевидно, заметное уменьшение рабочей силы. Многие люди бежали за границу или были призваны в армию. Если война продлится много лет, что вполне вероятно, то найти работников, особенно мужчин, будет все труднее. Поэтому сейчас мы обучаем всех работников на различные должности, чтобы любой мог заменить любого в экстренной ситуации.